Календарь

Joomla календарь

Важно

 

 

Отчет PDF Печать
11.11.2017 17:47

ОТЧЁТ

о промежуточных результатах реализации педагогического проекта

 

«Формирование коммуникативных компетенций учащихся с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов средствами культурно-досуговой деятельности»

Сроки реализации: 2016/2017 – 2017/2018 учебный год

Руководители проекта:

Агиевич Наталья Александровна,

директор

Палазник Наталья Михайловна,

заместитель директора

тел.: 8(01794) 55049;

Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Основная идея

         Если в условиях учреждения дополнительного образования через культурно-досуговую деятельность системно формировать у учащихся с ОПФР и детей-инвалидов коммуникативные компетенции, активно привлекая в союзники волонтёров-педагогов и здоровых сверстников, то будет обеспечена социализация учащихся с ОПФР и детей-инвалидов, что позволит им в дальнейшем самостоятельно преодолевать барьеры в общении, формируя тем самым новые потребности в самообразовании и самовоспитании. 

Актуальность

Из опыта работы ГУО «Любанский ЦДТ» можно выделить некоторые противоречия и проблемы при работе с учащимися с ОПФР, детьми-инвалидами. Участники образовательного процесса работают творчески и результативно, но только если педагог использует индивидуальную форму работы на занятии. У детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. К сожалению, можно констатировать тот факт, что у всех учащихся с ОПФР и детей-инвалидов, занимающихся на дому, нашего учреждения существует значительный барьер общения, а особенно со здоровыми сверстниками; низкая самооценка, а значит - не сформированы коммуникативные компетенции. 

Предлагаемый проект актуален, т.к. именно в учреждениях дополнительного образования реализуется одна из главных потребностей личности – потребность в общении. Грамотно спланированная культурно-досуговая деятельность будет способствовать формированию коммуникативных компетенций у учащихся с ОПФР и детей-инвалидов, обеспечивая в свою очередь их социализацию. Кроме того, в условиях дополнительного образования без штатной социально-педагогической службы малых городов, культурно-досуговые формы работы с детьми с ОПФР позволят  восполнить существующий дефицит общения, в том числе и со здоровыми сверстниками.

Цель

Создание условий культурно-досуговой среды, позволяющей учащимся с ОПФР и детям-инвалидам, занимающимся по индивидуальным программам, сформировать коммуникативные компетенции.

Задачи

1. Выявить уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся, участников проекта, развитие которых прогнозируется в ходе инновационной деятельности

2. Обеспечить доступность и качество образовательных услуг посредством активизации работы с учащимися ЦКРОиР и детей-инвалидов за счёт ресурсов дополнительного образования.

3. Создать условия для становления самосознания личности ребёнка с ОПФР, её самоопределения и самоутверждения.

4. Предоставить учащимся, участникам проекта, возможность творчески себя реализовать в процессе культурно-досуговой деятельности.

4. Сформировать готовность учащихся с ОПФР к совместной образовательной деятельности со здоровыми сверстниками.

5. Организовать взаимодействие педагогов дополнительного образования учреждения по разработке технологических карт мастер-классов, творческих лабораторий, учебных занятий для организации обучающего компонента учащихся с ОПФР и использованию его результатов.

6. Разработать мониторинг успешности формирования коммуникативных компетенций учащихся с ОПФР.

7. Обеспечить психологическое сопровождение и педагогическую диагностику реализации педагогического проекта в сотрудничестве с ГУО «Любанский районный ЦКРОиР».

8. Обобщить опыт работы  и подготовить методические рекомендации по сопровождению учащихся с ОПФР и детей-инвалидов в процессе их социализации для распространения в практику дополнительного образования.

Реализация педагогического проекта

          Организационно-управленческие условия

В практике работы центра детского творчества идея инклюзивного образования реализуется не первый год. В образовательном процессе организована совместная деятельность, которая характеризуется дружелюбностью и терпимостью, внимательным отношением к таким детям. Опытом работы в данном направлении поделилась Палазник Н.М. на дистанционном этапе проведения августовской конференции педагогических работников Минской области «Образование и развитие: от результатов к социальным эффектам» в секции специального образования «Учреждения образования – территория толерантности» (17.08.2016г).

На основании приказа начальника отдела образования, спорта и туризма Любанского райисполкома от 27.07.2016г, приказа директора ГУО «Любанский ЦДТ» от 01.09.2016 № 77 был начат второй (проектировочный) этап работы над проектом (сентябрь 2016г – май 2017г), задача которого – реализация педагогического проекта. Были определены базы реализации проекта:

объединения по интересам, занимающиеся по индивидуальным программам (22);

целевые творческие группы (организующие мастер-классы, творческие лаборатории).

Всем участникам педагогического проекта были доведены функциональные обязанности, задачи деятельности, ожидаемый результат каждым участником.

В учреждении были разработаны 10 индивидуальных программ художественного профиля для учащихся ЦКРОиР и 12 индивидуальных программ художественного и культурно-досугового профиля для надомного обучения детей-инвалидов.

Таким образом, был обеспечен режим развития в рамках реализации педагогического проекта.

Психолого-педагогическое сопровождение

Процедура психолого-педагогической диагностики (в сотрудничестве с ГУО «Любанский районный ЦКРОиР») позволила выявить предрасположенность учащихся с ОПФР, детей-инвалидов к тем или иным направлениям культурно-досуговой деятельности.

После проведения первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся ЦКРОиР и детей-инвалидов специалистами учреждения специального образования, стало очевидно, что дети-инвалиды, которые занимаются на дому более замкнуты, сдержанны в суждениях, охотно общаются только со знакомыми людьми, ни у всех есть возможность общения со здоровыми сверстниками. Учащиеся ЦКРОиР в учреждении специального образования активны, энергичны, хорошо общаются друг с другом, но несколько пассивны при общении со здоровыми сверстниками в учреждении дополнительного образования.

Результаты анкетирования «Сотрудничество» и коммуникативно-личностного опросника, проведённых с родителями учащихся, включённых в работу проекта, показали, что все родители озабочены здоровьем своих детей, но только некоторые из них понимают и осознают важность и необходимость общения их детей со здоровыми сверстниками. Изучение мнения родителей о роли инклюзивного образования позволяет сделать вывод о том, что родители признают – совместное обучение приносит пользу детям-инвалидам, и часто затрудняются в оценке его значимости для здоровых детей.

Организация деятельности участников проекта

Реализация проекта, по замыслу автора, предполагает создание системы КТД "Коммуникативная карусель", которая также предлагает: праздничные программы, концерты, конкурсно-развлекательные программы. Дети-инвалиды могут быть пассивными зрителями или активными участниками наряду со здоровыми сверстниками. Это их выбор. В каждой программе обязательна совместная деятельность и общение, раздвигаются рамки интегрированных групп.

В День работника дополнительного образования «Развитие волонтёрского движения в государственном учреждении образования «Любанский центр детского творчества» (в рамкахVI педагогического марафона) был презентован опыт работы учреждения по социализации учащихся с ОПФР, детей-инвалидов по программе равного обучения, используя возможности волонтёрского движения. Состоялись мастер-классы художественного профиля: «Щедрые дары Осени» (изобразительное творчество, тестопластика), педагоги дополнительного образования Ляхова О.В., Иванова Н.В.; «Креативный аксессуар» (бисероплетение, работа с тканью), педагоги дополнительного образования Лавриеня  О.М.,  Махвиеня И.М.

Учащиеся объединения по интересам «Нотка» провели мастер-класс по вокалу с учащимися ЦКРОиР и их родителями, выступили с концертной программой ко Дню матери «Примите наши поздравления» (педагог Беляй Н.А.)

В рамках мероприятий (01-03 декабря 2016г), приуроченных Международному Дню инвалидов прошли:

мастер-классы с родителями учащихся ГУО «Любанский РЦКРОиР» педагогов дополнительного образования Иванова Н.В., Царикович Н.М.;

музыкальный спектакль «Красная шапочка» для учащихся ГУО «Любанский РЦКРОиР» (педагог дополнительного образования Стасюк Л.В.);

концертная программа «Подари кусочек доброты» районного фестиваля творчества  лиц с ограниченными возможностями «Рука в руке»;

районная выставка декоративно-прикладного искусства детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития и граждан с инвалидностью «Мир моими глазами»

Правильным образом организованный социум не должен быть полностью замкнут, он должен позволять своим представителям встречаться с внешним миром. Кроме того, вовлеченные в совместную деятельность, воспитанники учатся общению. В течение учебного года обучающиеся по индивидуальным программам на дому Коротченя Кирилл (объединение по интересам «Энергия», педагог Агиевич Н.А.) и Рубченя Артур (объединение по интересам «Самоцветы», педагог Палазник Н.М.) посещали учебные занятия объединения по интересам культурно-досугового профиля «Ритм» (педагог Кокша Ж.И.), общаясь со здоровыми сверстниками и развиваясь физически. Укрепляли здоровье Коротченя К. и Рубченя А., посещая бассейн и тренажёрный зал ФОКа в г. Любань по абонементам. Приглашение детей-инвалидов к работе в объединениях по интересам со здоровыми сверстниками даёт возможность, с одной стороны, расширения круга общения детей-инвалидов, помогая им адаптироваться к условиям окружающей жизни, а с другой стороны - здоровые дети учатся чувствовать чужую боль, учатся оказывать поддержку нуждающимся, заряжаться желанием проявить милосердие.

         Для эффективной организации культурно-досуговой деятельности учащихся с ОПФР и детей-инвалидов, занимающихся на дому по индивидуальным программам объединений по интересам, используются средства дополнительного образования, предполагающие формирование коммуникативных компетенций у участников проекта. Так, в канун Международного женского дня, обучающиеся объединения по интересам «Максимум» (педагог Стасюк Л.В.) подготовили для мам, бабушек и педагогов учащихся ЦКРОиР музыкальную сказку «Розовая чайка», а обучающиеся объединения по интересам «Нотка» (педагог Беляй Н.А.) создали праздничное настроение концертными номерами.

Обучающиеся ЦКРОиР - это дети с ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием. Поэтому дополнительное образование строится с учетом особенностей этих детей. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и мастер-классах, многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми. Педагоги постоянно корректируют индивидуальные программы для более успешного процесса обучения. Работа с учащимися ГУО «Любанский ЦКРОиР» построена таким образом, что профиль деятельности меняется ежегодно. Так у детей появляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и расширить свои коммуникативные навыки.

На сегодняшний день успешно заканчивается реализация 10 индивидуальных программ художественного профиля для учащихся ЦКРОиР и 11 индивидуальных программ художественного и культурно-досугового профиля для надомного обучения детей-инвалидов. Индивидуальная программа «Мастерская чудес» для надомного обучения ребёнка-инвалида Вечера Владислава с 21 ноября 2016г не реализуется по причине смерти обучающегося.

Когда автор проекта определял цель, задачи деятельности, ожидаемые результаты в образовательном процессе, были обозначены и возможные педагогические риски (педагогический риск — акт принятия педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата).

Развитие обучающегося с ОПФР в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. Родители должны понимать, что их ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, ценности и мотивы. Необходимо максимально объединить силы родителей с терпеливым и длительным сотрудничеством со специалистами. Развитие коммуникативных способностей позволит предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня самосознания ребёнка-инвалида, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопределения в дальнейшем.

Живой интерес к сотрудничеству с центром детского творчества проявляют Сулим Марина Николаевна, Семашко Елена Васильевна, Кваша Владимир Николаевич и Наталья Николаевна, Жечко Наталья Александровна. Недостаток образованности родителей учащихся ЦКРОиР не позволил им в полной мере дать личностную характеристику собственным детям в процессе промежуточной диагностики.

На сегодняшний день стал очевидным тот факт, что обучать только детей-инвалидов и педагогов, работающих с этими детьми не достаточно. Необходимо более действенное участие самих родителей в судьбах своих детей. Ведь чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются.

Поэтому, согласно программе областного фестиваля методических идей «Шаги к мастерству» (18.03.2017г), была организована работа за круглым столом «Социализация обучающихся с ОПФР, детей-инвалидов средствами дополнительного образования». Участники встречи составили интеллект-карту «Организация работы с родителями учащихся с ОПФР, детей-инвалидов в учреждении дополнительного образования» по принципу игры «Вертушка общения», выявив достоинства, возможности, слабости и угрозы рассматриваемого вопроса на сегодняшний день. Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды и здоровые дети занимаются вместе. Творческая лаборатория декоративно-прикладного творчества «Весна» (Ковшер С. В., Лодыга В. Ю., педагоги дополнительного образования) с участием детей-инвалидов, их родителей (Жечко Андрей Александрович, Тон Александр Сергеевич) и здоровых сверстников показала заинтересованность в конечном результате и хорошее настроение всех участников встречи.

В марте-апреле текущего года обогащение знаний  педагогов о специфике организации образовательного процесса в контексте реализации педагогического проекта прошло через проведение методического конкурса «Моё лучшее занятие» среди педагогов дополнительного образования, реализующих индивидуальные программы обучения с учащимися с ОПФР, детьми-инвалидами. В ходе работы методического объединения прошло представление первичного опыта реализации педагогического проекта молодых специалистов учреждения.

18.04.2017г Агиевич Н.А. стала участником круглого стола для руководителей учреждений дополнительного образования детей и молодёжи Минской области «Использование инклюзивных форм в контексте работы учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в современных условиях»

Реализация 2-го (проектировочного) этапа областного педагогического проекта в ГУО «Любанский ЦДТ» позволила:

повысить качество работы по индивидуальным программам объединений по интересам в целях социализации учащихся с ОПФР и детей-инвалидов;

выстроить систему работы мастер-классов и творческих лабораторий с привлечением педагогов-волонтёров для учащихся с ОПФР и детей-инвалидов, т.е. отработать вариант поддержки индивидуальных программ обучающихся на этапе формирования коммуникативных компетенций;

частично включить родителей детей-инвалидов в совместную культурно-досуговую деятельность;

повысить методический уровень педагогов дополнительного образования через разработку технологических карт мастер-классов, творческих лабораторий, учебных занятий.

Личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.