Календарь

Joomla календарь

Важно

 

 

Педагогический проект: промежуточные итоги PDF Печать
18.10.2019 14:50

ОТЧЁТ

о промежуточных результатах реализации педагогического проекта

«Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот в условиях взаимодействия

учреждения дополнительного образования детей и молодёжи и детских домов семейного типа»

в 2018/2019 учебном году

Основная идея

У каждого ребенка есть своя «программа», которую можно назвать жизненным сценарием. Сценарий этот складывается не сразу, потому как не все дети самостоятельно ориентируются в своих характерологических особенностях, не все могут четко сформулировать свои предпочтения в профессиональном выборе, в силу чего этот выбор совершается хаотично и очень часто ошибочно. Даже сейчас специалистов по данному вопросу недостаточно. На переднем фронте решения данной проблемы остались только педагоги-психологи в школах, а для них профориентация – лишь одно из направлений деятельности. Поэтому вопрос стоит очень остро, так как идёт век компьютеризации, компьютеры заменяют рабочие функции человека, а впоследствии и вообще освободят его. В то же время растёт народонаселение. Что это означает для рынка труда? Молодым людям всё труднее будет найти работу, требования работодателей будут ужесточатся, а значит будет много молодых людей в свободном полёте и неизвестно, чем они будут заняты, если не найдут достойной работы.

Сегодня в обществе и в сфере дополнительного образования поддерживается особый интерес с профориентации. А сопровождать профессиональное самоопределение (в том числе и детей-сирот) можно более содержательно и смело через использование активизирующих, мотивационных, поисковых и интерактивно-игровых технологий. Профориентационные игровые процедуры легко интегрируются в систему дополнительного образования и позволяют разнообразить её, делая более эмоционально насыщенной. Игра не только интересна сама по себе, но и позволит испытать себя в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Кроме того, в процессе профориентационной игры (квеста) участники проекта самостоятельно не только смогут познакомиться с миром профессий, но и попробуют свои профессиональные способности в разных ситуациях, готовясь к осознанному выбору профессии.

Если в условиях взаимодействия учреждения дополнительного образования и детских домов семейного типа, основываясь на идею о делении всех существующих профессий на пять типов по признаку предмета или объекта, с которыми взаимодействует человек в процессе труда (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ), системно знакомить детей-сирот с миром профессий, то это позволит им в дальнейшем не только знать, какой тип профессий для каждого из них предпочтителен, но и определить степень собственной склонности к различным профессиональным сферам.  

Актуальность

Выбор места учебы, а по сути — будущей профессии, сложен для всех, но для детей-сирот в особенности, ведь они остались без поддержки семьи, без своих биологических родителей. В данной ситуации роль помощника в выборе профессии на себя должны брать другие общественные институты – наставники, педагоги, общественные организации.

В Любанском районе детские дома семейного типа (ДДСТ) открыты с 2004 года. На сегодняшний день в пяти ДДСТ живёт 37 детей-сирот. Все эти дети посещают объединения по интересам учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.

Можно констатировать тот факт, что в Любанском районе дети-сироты не ограничены ни в общении, ни в своих возможностях выбора профессии. Однако большинство из них (92% за последние 2 года) после школы поступают в профтехлицеи. Возникает вопрос: почему? Да, дети-сироты при выборе профессии имеют большую проблему — отсутствие мотивации к учебе и выбору профессии, которая есть в большей степени у детей, растущих в семьях. Но очень часто дети-сироты имеют представление об очень узком круге профессий в силу ограниченности социального окружения (врач, учитель, повар, водитель, парикмахер). И этот пробел необходимо восполнить.

Предлагаемый проект актуален, так как именно учреждения дополнительного образования детей и молодёжи имеют огромные возможности для профессионального самоопределения обучающихся. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликается на интересы и потребности детей. Основываясь на принципе добровольности, дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, сферы деятельности и общения. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, в которых каждый ребенок сможет найти себе занятие по интересам. Чем раньше у ребенка обнаружатся способности к какой-либо деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче в последующем ему будет найти свое призвание. Грамотно объяснить, проконсультировать, протестировать и дать в руки ребенка инструмент в виде информации – вот задача взрослых.

Реализация проекта позволит:

повысить качество работы по программам объединений по интересам в целях профориентации;

выстроить систему работы мастер-классов и творческих лабораторий с привлечением педагогов-волонтёров и специалистов разных профессий для детей-сирот, т.е. отработать вариант поддержки программ объединений по интересам на этапе формирования профориентационных компетенций;

повысить методический уровень педагогов дополнительного образования через разработку технологических карт (с элементами профессионального самоопределния) мастер-классов, творческих лабораторий, учебных занятий;

сформировать потребность в саморазвитии у детей-сирот средствами дополнительного образования;

включить родителей-воспитателей ДДСТ в совместную культурно-досуговую деятельность;

сформировать у участников проекта информационную, мотивационно-ценностную и практическую готовность сделать ответственный выбор в профессиональном самоопределении.

         Цель: создание условий для включения детей-сирот в профессиональное самоопределение в условиях взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и Обеспечить доступность и качество образовательных услуг посредством активизации работы с детьми-сиротами за счёт ресурсов дополнительного образования молодёжи и детских домов семейного типа

Задачи

  1. Формировать представления детей-сирот о рынке труда, о востребованных профессиях
  2. Предоставить участникам проекта возможность творчески себя реализовывать в процессе профессионального поиска
  3. Обеспечить психологическое сопровождение и педагогическую диагностику реализации педагогического проекта в сотрудничестве с ГУО «Любанский районный СПЦ»
  4. Организовать сопровождение проектной деятельности в системе методической работы учреждения дополнительного образования детей и молодёжи

Реализация педагогического проекта

         Организационно-управленческие условия. На основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета от 29.08.2018 №393 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Минской области в 2018/2019 учебном году», приказа начальника управления по образованию, спорту и туризму Любанского райисполкома от 31.08.2018г №503, приказа директора ГУО «Любанский ЦДТ» от 01.09.2018 № 67 был начат подготовительный этап работы над проектом (сентябрь – декабрь 2018г), задача которого – подготовка к реализации педагогического проекта.

         Была сформирована проектная творческая группа в составе: Селюниной Р.Н., заведующего отделом; Климович М.В., Ионовой О.И., методистов; Махвиени И.М., Сухан И.М., Царикович Н.М., педагогов дополнительного образования.

         Специалисты ГУО «Средняя школа №3 г. Любани им. Г.Л.Сечко» педагог социальный Сойко А.А. и педагог-психолог Сулим Ю.С. в процессе профориентационной встречи «Загляни в будущее» определили отношение детей-сирот и родителей-воспитателей к осуществляемому нововведению, убедительно доказав необходимость активного участия в проектной деятельности http://cdt.roo.ljuban.by/index.php/2017-11-13-12-10-35

         Определены базы реализации проекта: объединение по интересам «Твой выбор» (педагог Климович М.В. на базе ДДСТ семей Медведок, Абчинец), объединение по интересам «Волшебная ниточка» (педагог Сухан И.М. на базе ДДСТ семьи Арсеньевых), объединение по интересам «КиМО» (педагог Махвиеня И.М. на базе ГУО «Любанский ЦДТ»)

Всем участникам педагогического проекта были доведены функциональные обязанности, задачи деятельности, ожидаемый результат каждым участником.

На сайте ГУО «Любанский ЦДТ» в разделе «Педагогический проект» размещён основной информационный материал.

В учреждении были разработаны две программы художественного профиля (образовательная область «Декоративно-прикладное искусство») и программа культурно-досугового профиля (образовательная область «Основы проектирования и игровая деятельность»)

06.11.2018г в Центре в форме семинара-практикума прошло заседание методического объединения педагогов дополнительного образования ГУО «Любанский ЦДТ» по теме «Система профориентационной работы в условиях учреждения дополнительного образования». Педагоги Центра под руководством методиста Климович М.В. определили основные направления профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования, углубили свои представления о формах профориентационной работы на занятиях объединений по интересам. Знания, полученные на заседании МО, педагоги будут использовать при подготовке и проведении учебных занятий в рамках реализации областного педагогического проекта. http://cdt.roo.ljuban.by/index.php/2017-02-23-18-19-15/193-2018-11-09-12-29-05

Психолого-педагогическое сопровождение

Процедура психолого-педагогической диагностики (в сотрудничестве с ГУО «Любанский районный СПЦ») позволила выявить готовность и высокую заинтересованность учащихся ДДСТ в результатах проектной деятельности.

Таким образом, был обеспечен режим развития в рамках реализации педагогического проекта.

Организация деятельности участников проекта

Внедренческий (практический) этап реализации проекта начался с января 2019 года.

Культорганизатор Лукьянова И.М. провела педагогическое кафе «Профессиональный коктейль». Встреча показала важность и значимость педагогической деятельности. Педагоги работали с образами, визуалиировали позитивный жизненный опыт; учились на ассоциативном, образном уровне соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями; расширяли собственные представление о действенных методах профориентации.

Практическое занятие с элементами коммуникативного тренинга «В кругу друзей» прошло в учреждении в субботний день. Участниками его стали учащиеся объединений по интересам «Твой выбор» (педагог Климович М.В.) и «Волшебная ниточка» (педагог Сухан И.М.), проживающие в детских домах семейного типа. В процессе встречи Селюнина Р.Н. (заведующий отделом) выясняла степень заинтересованности участников проекта в самостоятельном выборе профессии; объясняла необходимость своевременности, реалистичности и осознанности профессионального выбора.

02.03.2019г. методист Ионова О.И. провела обучающий семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Самостоятельная творческая деятельность участников проекта - первый шаг к выбору профессии» с целью непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Для участников проекта были подготовлены тематические мультимедийные презентации: «В мире новых профессий», «Редкие профессии», которые педагоги использовали при проведении учебных занятий. Познавательно провели педагоги в детских домах семейного типа за учебный год следующие мероприятия: «Марафон профессий», «Турнир знатоков профессий», «Ценности: за и против».

Культорганизатором Лукьяновой И.М. разработана интеллектуальная игра «Эрудит-лото» на тему «Профессии NEXT, которая будет проведена в период работы лагеря с дневным пребыванием на базе Центра (для участников проекта и отдыхающих)

Важное место в определении профессиональной направленности занимают референтные группы, т.е. ближайшее социальное окружение, которое вызывает эффект подражания и способствует появлению массового увлечения некоторыми профессиями. По данным социологических опросов, каждый четвертый молодой человек выбирает профессию по совету более авторитетных друзей. При этом велика опасность, что выбранная профессия окажется совсем не подходящей для конкретного человека. Что приводит к разочарованию не только в профессии, но и в себе самом, способствует возникновению различных комплексов, плохой адаптации к меняющимся условиям, общему дискомфорту, склонности к перемене мест работы и мест жительства.

Поэтому наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей. На это и будет нацелена работа в следующем учебном году, помимо основных мероприятий, в рамках реализации педагогического проекта.

Промежуточные результаты реализации областного педагогического проекта в ГУО «Любанский ЦДТ»:

разнообразилась воспитательная работа в направлении профориентации в объединениях по интересам, которые участвуют в реализации проекта;

частично включены родители-воспитатели в совместную профориентационную деятельность;

повышен методический уровень педагогов дополнительного образования через разработку технологических карт мастер-классов, творческих лабораторий, учебных занятий.