Календарь

Joomla календарь

Важно

 

 

Педагогу-организатору PDF Печать
11.09.2017 15:33

НА ШАГ ВПЕРЕДИ  Деловая игра

Бондарева  Светлана Николаевна,

педагог-организатор ГУО

«Реченская средняя школа Любанского района»

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала участников игры и формирования организаторских способностей

Задачи:

выявить учащихся, обладающих лидерскими и организаторскими способностями;

способствовать формированию  лидерских качеств;

 формировать партнерские отношения в группе, доброжелательность и уважение во время работы.

Оборудование:  ручки, бумага, ленточки, звезда.

Ход мероприятия

    Педагог: Всем доброго дня! Я рада встрече с вами и предлагаю послушать следующие строки: 

                     Читает под музыку

«Будьте первыми». 

Если вы есть – будьте первыми!
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – лучшими книгами.
Если вы есть – попробуйте
Горечь зеленых побегов.
Примериваясь, попробуйте
Великую ношу первых!
Как самое неизбежное, 
Взвалите ее на плечи.
Если вы есть – будьте первыми!
Первым трудней и легче.

Как вы думаете, чему мы посвятим нашу сегодняшнюю встречу?

(«Лидерству»)

Упражнение  «Импульс»

         Предлагаю начать нашу работу со знакомства.  

Для этого попрошу всех встать в круг, поскольку круг – символ гармонии, самая «доброжелательная» фигура из-за отсутствия углов. Работа в кругу активизирует эмоциональное, интуитивное мышление, а также объединяет участников, создает благополучные межличностные отношения. Мы сейчас сделаем  упражнение «Импульс», чтобы лучше узнать друг друга, настроиться на групповую работу. (Все участники становятся)

Инструкция: Сейчас по моей команде мы познакомимся и отправим импульс  доброты, уважения и активности. Я называю своё имя и пожимаю руку моему соседу справа, тот, кому я пожала руку, называет своё имя и пожимает руку соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас добрее, инициативнее и Вы, приумножая, посылаете его дальше.

Упражнение «Обмен местом»

Молодцы! А сейчас у нас будет возможность лучше узнать друг друга. Предлагаю поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: «Поменяйтесь местами  все те, у кого есть сестра» и все, у кого есть сестра,  должны поменяться местами. Задание понятно?

         Итак, я попрошу поменяться местами всех тех

 кто является членом ОО «БРПО»;

 кто летом отдыхал в оздоровительном лагере;

 кто был участником новогоднего представления;

 кто входит в совет дружины;

 у кого хорошее настроение;

 у кого есть что-то серое (чёрное и т.д.) в одежде;

 у кого чёрная обувь;

 хотел бы узнать что-то новое;

 хочет общаться;

 кто считает себя лидером.

Скажите, пожалуйста, удалось ли вам узнать что-то новое о своих товарищах?

Упражнение «Паутинка»

Предлагаю всем присесть на свои места. А теперь я хочу подарить каждому из вас «ожерелье»»,  на котором закреплены несколько цветных ленточек и попрошу вас надеть «ожерелье» на себя. Сейчас мы будем выполнять различные задания. После выполнения определенных заданий, каждый должен  снять со своего ожерелья ленточку и повесить  её  на ожерелье того человека, кто по его мнению  в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества. Всем ли понятно?

 Ребята, скажите, вы хотели бы, чтоб  наша группа стала дружной и сплочённой? Чтобы все в ней были за одного, и один, несомненно, был за всех! Если да, то предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Паутинка».

         Инструкция: С помощью простых материалов (воздушный шарик и клубок ниток) придумать способ, который бы позволил всем участникам группы одновременно «жонглировать» шариком, не касаясь его руками.

          Если в группе не возникает творческих вариантов решения проблемы, ведущий предлагает свой вариант:

участники становятся в круг. Один из участников, удерживая нить, разматывает и передает клубок ниток участнику напротив и так, пока у каждого не окажется часть нити. В итоге, нити пересекаясь, образуют «паутинку»,  на которой легко балансирует воздушный шар.

Педагог: предлагаю вам  построить это устройство, а заодно поделиться своими мыслями о том, какими качествами должен обладать лидер?:

Участники в процессе создания  «паутинки»  делятся своими мыслями по данному вопросу.

Качества лидера.

Какие же качества нужно иметь, чтобы стать настоящим лидером – вожаком, заводилой ребят?

Лидерские качества:

  • Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.
  • Активность – умение действовать энергично.
  • Инициативность – творческое проявление
  • Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
  • Самообладание – способность контролировать свои чувства, свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях.
  • Работоспособность – выносливость, способность выполнять напряжённую работу.
  • Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали.
  • Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
  • Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Молодцы. Качества, присущие лидеру назвали правильно. А теперь снимите со своего ожерелья ленточку и повесьте её на ожерелье того, кто на ваш взгляд, выполняя это упражнение, был более активным.

Действия детей.

         Упражнение «Мы в изменчивом мире»

Благодарю вас. Можете присесть.         

А теперь давайте попытаемся сосредоточиться на идее изменчивости мира, в котором мы живем.

Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? Подумайте о том, какие качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире,  их мы назовём качества «+», а какие мешают, их мы назовём качества «-»?

Инструкция: участникам предлагается выбрать из перечня качеств качества «+» и качества «-».

Перечень качеств

  • любовь к людям;
  • неуверенность в себе;
  • позитивное отношение к миру;
  • оптимизм;
  • принятие себя и мира во всех проявлениях;
  • не самостоятельность;
  • стереотипность мышления и поведения;
  • неорганизованность;
  • чувство юмора;
  •  заниженная самооценка;
  • общительность; контактность;
  • работоспособность;
  • мечтательность, способность фантазировать;
  • решительность, настойчивость;
  • целеустремленность и т.д.;
  • ориентация на общепринятые нормы, правила;
  • тревожность.

Перечень качеств, особенностей поведения, помогающих жить в изменчивом мире:

  • любовь к людям;
  • позитивное отношение к миру;
  • оптимизм;
  • принятие себя и мира во всех проявлениях;
  • чувство юмора;
  • общительность, контактность;
  • работоспособность;
  • мечтательность, способность фантазировать;
  • решительность, настойчивость;
  • целеустремленность и т.д.

                 Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:

  • неуверенность в себе;
  • заниженная самооценка;
  • несамостоятельность;
  • формализм, неорганизованность;
  • стереотипность мышления и поведения;
  • ориентация на общепринятые нормы, правила;
  • тревожность и т.д.

Молодцы, ребята. А теперь подумайте, кто, выполняя это упражнение, был более активным, и отдайте одну ленту из своего ожерелья.      

Упражнение «Встреча»

Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт с человеком, и также приятно расстаться с ним. Для этого я попрошу всех встать и построиться по принципу «Карусели», т.е. лицом друг к другу. У нас получилось два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По моему сигналу  все участники внешнего круга делают одновременно шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Итак, внимание, начинаем.

Примеры упражнения «Встреча»:

1.«Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…»  Покажите как вы ей рады.

А теперь пришла пора попрощаться.

         2.«Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему и успокойте его».

3.«После длительной разлуки вы встречаете вашего лучшего друга. Вы так рады этой встрече»

Всем спасибо.  Подумайте, кто на ваш взгляд был более активным в выполнении этого упражнения и отдайте свои ленты этому участнику игры. А теперь подумайте кто, выполняя это упражнение, был более активным, и отдайте одну ленту из своего ожерелья.        

Я предлагаю следующее упражнение. Называется оно «Без командира».

Смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча. Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки «чесались», так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту;

- в треугольник;

- в шеренгу по росту;

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос.

Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто, по вашему мнению,  в данном испытании наиболее ярко проявил себя.

По количеству ленточек на «ожерелье» определяются те ребята, которые наиболее ярко смогли продемонстрировать свои лидерские и организаторские качества в работе с группой.

         Скажите,  лидером рождаются или становятся?

Ответы детей.

Развить лидерские качества – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться.

Под музыку стихи

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине,

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело

Если не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе.

Если не можешь быть высокой горой,

Будь твёрдым камнем.

Если не можешь быть камнем,

Будь мелкой песчинкой,

Отыщи свою раковину в море

И стань самой прекрасной жемчужиной.

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим

Рефлексия.

Упражнение «Звезда»

Участники встают в круг и, передавая друг другу звезду, высказывают свои впечатления.